Пятница, 20.10.2017, 01:06
Приветствую Вас, Гость

Областная молодёжная конференция в формате творческого лагеря "Бард-школа 2015" состоялась при финансовой поддержке Комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области в рамках конкурса на соискание областных грантов для общественных объединений Мурманской области. Бард-школа прошла в заявленные сроки , с 1 по 4 ноября, основная локация - турбаза "Ирвас" (г. Мурманск).
Приводим подробный отчёт.

 

1. О БАРД-ШКОЛЕ 2015

В этом году,  после десяти проведённых фестивалей под названием «Сверим наши струны», мы сменили формат.
«Сверим наши струны» всегда номинировался, как городской открытый детско-юношеский фестиваль авторской песни. Давно поняв, что в Мурманске нет среды, дружественной авторской песне, особенно детско-юношеской или хотя бы молодёжной, мы все 10 лет пытались её создавать. Фестиваль должен был активизировать жизнь этой среды, собирать тех, кто знаком с авторской песней или близок ей по духу, знает о ней от родителей, учителей, симпатизирует бардам, но, допустим, не знает о существовании нашего молодёжного клуба «Гравицапа». Или это те люди,  которым не обязательно нужно общество единомышленников, но почему бы хотя бы раз в год не составить компанию тем, кто тоже играет-поёт-любит эти песни. Фестиваль должен был собирать вокруг себя и тех, кто никогда не слышал об авторской песне, но заинтересовался. И не обязательно возьмётся он за гитару, начнёт писать стихи, но при случае – когда в наш город приедет кто-нибудь из тех бардов, на концерты которых в Питере и Москве собираются большие залы – тоже придёт на концерт. Или на наш концерт. На наши концерты. Или будет с нами дружить, с «Гравицапой». К нам ведь не обязательно ходить по всем нашим учебным дням, с нами можно сообща делать какие-то интересные дела (у нас их много), приходить в гости, делиться песенками и стихами. Или просто иногда приходить – послушать.
               Решение сменить формат на «Бард-школу» было осознанное. Да, были тому финансовые  причины. Но разговор о смене формата вёлся очень давно. Ещё Женя Ланцберг, приезжая на наши второй и третий фестивали, видя полное отсутствие в городе авторской песни, отсутствие детей, с которыми можно было работать как мастеру, говорила: «Зачем вам фестиваль? Проводите что-нибудь другое». Алексей Лыкин, оценивая нас вполне положительно, говорил в конце СНС: «Но это ведь не фестиваль. Это скорее слёт, ещё что-то, но не фестиваль». Все мастера, приезжающие к нам, ну, практически все, сталкивались с тем, что у нас в городе никто из молодёжи не поёт АП, не знает, – и в общем, не хочет знать – что это за жанр такой - авторская песня. Ну, кроме «Гравицапы». Небольшой горстки детей и подростков. Предлагали устраивать предварительное прослушивание, отбирать для фестиваля только тех, с кем они привыкли работать на фестивалях. Спрашивали: «Сколько клубов участвует в фестивале». И мне кажется, что они так до конца и не поняли – у нас всё это невозможно. У нас никогда не будет таких фестивалей, как в Москве, в Питере, под Москвой, под Питером и так далее.

           Поэтому я считаю смену формата не вынужденной, а исторически обусловленной. Мы целый год придумывали: как делать то, что мы делаем, любим и от чего не хотим отказываться? Как должно проходить то, что мы называем «Сверим наши струны»? Как это можно назвать?
              По мне «Бард-школа» - название самое удачное. В положении мы называем это молодёжной конференцией, что, может быть, и является натяжкой, но небольшой. Конференция, так конференция. По крайней мере, с таким форматом мы отказываемся от стремления расширять наш фестиваль до размеров 500-1000 человек. Раньше к нам такие требования не то чтобы предъявляли, но говорили о желательности такого развития, да и сами мы думали об этом. Тем более,  после рассказа Серёжи Тимофеева о развитии фестиваля «Ломы» - нам совсем расхотелось брать курс на расширение. Пусть это будет обучающая конференция, а ведь обучать сразу сотнями и тысячами невозможно. Но об этом мы ещё подумаем.

 

Программу «Бард-школы» мы придумывали оргкомитетом в очень короткий срок, пока писали проект на соискание гранта. Но так как разговор об этих новшествах шёл у нас давно, – ничего не было придумано «с бухты-барахты», - всё имело свои причины. Было решено оставить не конкурсную основу всего нашего мероприятия. Собственно,  мероприятия «конференция» и «школа» не несёт в себе условия конкурса. И мы поняли, что очень классно, что нам никому теперь не надо будет объяснять – почему у нас нет мест, жюри и прослушивания.

Мы традиционно оставили внутри Бард-школы ролевую игру, потому что  это замечательный инструмент и для коммуникации, и для продвижения важных – главное, высоких, не сиюминутных – идей, и для повышения значимости и понимания всей нашей затеи с Бард-школой.

Мы изменили идею традиционных мастерских. Вернее, мы добавили к традиционным мастерским другие: «три аккорда» (азы гитарного аккомпанемента), « арт-пространство» (на эту мысль нас навело посещение фестиваля «Город мастеров», там всё так органично переплеталось – рукоделие, творчество, стихи, песни – и создавало такую естественно-доброжелательную атмосферу, что очень хотелось хоть кусочек её – к нам). Поэтическую, театральную мастерские мы не придумывали - мы их и раньше проводили. Мастерские «Видео» и «Звук» - это из реальных насущных запросов. И мы посчитали, что для «Школы» это всё очень подходит.

Мы ввели в программу семинар и круглый стол – тоже, на самом деле, не слишком придумав что-то новое. Но многих фестивалях – традиционных фестивалях авторской песни – проводят и круглые столы, и семинары, и лекции – всё это уже было. Просто везде есть свои потребности, свои особенности, свои фишки и каждый организатор, как я понимаю, исходит из них. Да и мы тоже не впервые проводили такое мероприятие. Разве что раньше они были больше, чем в этот раз, похожи на спонтанные обсуждения.

Мы пригласили Антона Трофимова (г. Москва, автор-исполнитель, организатор множества мероприятий, мастер фестивалей "Пой май", "Бенефис",г. Москва),   попросили его провести мастерскую «Зеркало». Мы видели эту мастерскую на «Пой, мае», мы проводили ее сами, по подобию Трофимовской. В некотором смысле, рука была набита. Но хотелось «авторского Зеркала». И мы его получили.

Ну и «Свободный микрофон» . Мы в прошлом году попробовали совместить «Свободный микрофон» с нашим фестивалем, предполагая, что на нём встретятся и участники фестиваля, и просто жители Мурманска - те, кто придёт читать стихи или спеть, при этом не участвуя в фестивале. Впрочем, в прошлом году мы надеялись, что пришедшие на «Свободный микрофон» могут не только заинтересоваться фестивалем, но и влиться в него, прийти на заключительный концерт, оставить тексты своих песен и стихов для нашего «Кильватера». Но, увы, этого не случилось. На «СМ» приходят только почитать (или попеть), никакой рефлексии, никаких результатов никто после него, как правило, не хочет. Посидели, послушали, разошлись. Тексты потом долго и настойчиво собирали редакторы «Кильватера». Возможно, это сложившийся стереотип. Может быть, именно так и должно быть – не знаю, не спорю. Но прошлогодние наши члены жюри (мастера), оценивая все выступления фестиваля, заодно оценили и пришедших на «СМ» «со стороны». И им, пришедшим, это не понравилось. И в этом году мы вообще как бы разделили «Бард-школу» и «СМ». Просто дали возможность всем – и мурманчанам, и тем, кто приехал на нашу Бард-школу – выступить, высказаться, услышать друг друга.

Когда Бард-школа 2015 «Сверим наши струны» завершилась, мы провели анкетирование участников, тех, кто проживали на турбазе и прошли всю Бард-школу от начала до конца. Из 52 человек ответили на анкету 40. Из не ответивших: некоторые члены из оргкомитета (они обсудили всё устно, и им трудно было давать объективную оценку, зная всю кухню изнутри), 1 мастер (обещал и так и не ответил, но он успел отозваться устно) и дети младшего возраста. Так что картина из ответов вполне отражает мнение участников.

По общему мнению, лучшими мероприятиями Бард-школы были названы «Свободный микрофон»(13 голосов), мастерская «Зеркало»(10 голосов); мероприятия, названные одним словом «Мастерские», без уточнения (7 голосов); игра «Планета забытых слов» и «Круглый стол» (по 6 голосов), семинар «Авторский Дом» и ночной костёр (по 5 ответов). Так же называли концерт Антона Трофимова, заключительный концерт, отдельно мастерскую «Арт-пространство», театральную мастерскую, песенные круги.

Мероприятий, которые бы вызвали общее неудовольствие, не было. Отдельных замечаний и упрёков коснусь по ходу дела. В основном всех устроила организация быта. Хотя сами организаторы обеспокоены тем, что одинаковое питание подходит не всем – есть вегетарианцы, есть иные предпочтения, и, не смотря на то, что некоторый опрос перед Бард-школой проводился, все потребности удовлетворить не удалось. Увы, в наших условиях (тем более, на «Ирвасе», где невозможно готовить самим, а питание заказывается организованно) решить эту проблему практически невозможно.

Ну и приятно, что нам было сказано, и написано, и потом ещё написано очень много тёплых и хороших слов. Благодарностей. Восторгов. Объяснений в любви. Это радует.

А теперь по мероприятиям.

2. СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН (СМ)

СМ – нужен. Это ясно из анкет. С одной стороны – это возможность всем выйти на сцену, причём не только перед «своими». Так как мероприятие городское (простите, областное, но с выходом на город), то должно происходить перемешивание: участников Бард-школы с мурманчанами, приверженцев классики жанра с не приверженцами, традиции и авангарда…не знаю, было бы что смешивать – мы бы смешали. Мы всегда это допускали, как бы это ни казалось странным нашим гостям.
       На нынешнем СМ было много хорошего: достаточно уютное помещение (спасибо Дому молодёжи и Антону Царапину), хороший звук (спасибо Дэну), Света Сахарова в роли ведущей. Света решила не давить на выступающих, предоставить им самостоятельный выбор – когда именно выходить. Количества выступающих вполне хватило на концерт. Очень приятно было видеть наших прошлогодних участников, а так же новых - представителей литобъединения МГТУ, а также ансамбль "Бухта надежд" из Североморска. По качеству – не могу судить, я не считаю себя вправе оценивать качество детско-юношеских выступлений на «Свободном микрофоне». За своих - гравицаповских - могу сказать, что стыдно не было. .
А так, если дети, подростки и молодёжь выходят на сцену не по принуждению и не за наградами – значит, им есть что сказать. Даже если нам так не кажется – всё равно есть. А значит нужно их выслушать. Не оценить, не покритиковать, а просто выслушать. И принять к сведению.
    А уж хорошо они пишут, читают, поют или плохо, сумели найти нужные слова, чтобы их услышали, поняли, или потерялись и недосказали – это время покажет.
    Опыт опять же показывает, что те, кто хочет оценки – находят её. И в конкурсах, и в литобъединении, и много где можно её найти. Я считаю, СМ стоит проводить и вне Бард-школы, и внутри. У нас в городе бывают такие мероприятия. И приходят люди, и слушают друг друга. Я была всего на одном. Мне не понравилось, но это ничего не значит. Думаю, стоит проводить СМ под эгидой «Гравицапы» и её традиций. Это задаст некоторый вектор на будущие Бард-школы. Наверное. Я бы хотела, например, СМ, лишённый любого налёта элитарности. Чтобы никто не побоялся выйти к микрофону, и в то же время чтобы разговор был вдумчивый, демонстрирующий внимание – к слову, друг к другу, к слушателям.
      Ну и, как сказала Алёна Кидун, СМ надо было если не связать с Бард-школой, то хотя бы смешать. Рассказать о том, что в данный момент проходит «Бард-школа», пригласить на мастерские, рассказать о них. Может быть, пригласить на заключительный концерт. И всех взрослых – гостей и мастеров – как-то мотивировать так, чтобы им тоже захотелось выйти и спеть (или прочитать) – не как членам жюри, не как наставникам и даже не как старшим товарищам, а может быть, вступить в диалог (они же это умеют, наши замечательный взрослые).
Итак, итог: оставляем СМ в том же виде, к которому пришли в этом году – без пристального взгляда мастеров, но, во-первых, готовить и готовить среду для таких мероприятий (мы пробовали – «Осенняя стихия» - тоже был своего рода СМ). Как это делать – тема для отдельного обсуждения и размышления. А во-вторых, продумывать варианты ведения его, варианты развития сценария, может быть варианты заготовленных выступлений, или наоборот – поддерживание спонтанного течения процесса.

3. РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЛАНЕТА ЗАБЫТЫХ СЛОВ».

По отзывам, большинству участников игра понравилась. Обсуждение игры прошло активно, кулуарные обсуждения тоже продолжались некоторое время. По анкетам можно судить, что отдельные участники остались не довольны игрой, или не удовлетворены. Их немного, из ответивших сорока человек – трое. Не повод паниковать, но не уделить внимания этим мнениям мы не можем. Причины недовольства – несоответствие настроению, непонимание происходящего и невозможность поменять в игре свою роль. И если с первой причиной игротехники вряд ли смогут бороться, то вторую и третью вполне можно учесть при разработке других игр. Ну и есть отдельные пожелания по доработке, более детальному продумыванию и так далее. Вряд ли я лично что-то объективное могу сказать по ролевой игре. Так как видела всю эту работу с самого начала. Знаю, как сложно было втиснуть игру в рамки нашей Бард-школы, как трудно изначально предугадать количество и состав играющих…Конечно, мы не специалисты. И автор игры – Саша Рукавица – тоже не специалист. Вся эта наша деятельность по ролевым играм из разряда «ну очень хочется!». Мы делаем всё не на пустом месте. У нас копится опыт, мы консультируемся со специалистами, мы участвуем в других ролевых играх. Наверное, стоит этим вопросом заняться чуть более активно – хотя бы активистам, и, может быть, тогда будет удаваться избежать каких-то общих известных ошибок. Но, тем не менее, если только учиться и ничего не проводить – результата тоже не будет. Так что я от имени всего нашего оргкомитета приношу извинения всем, кто каким-то образом не получил того, что мог получить в этой игре.
   Могу сказать, что группа игротехников (Юля Морозова, Заяц, Виталик, Даша, Лёша Гришкин, Янка, потом ещё подключилась Саша Данилевская) под руководством Саши Рукавицы работала много. Восхищаюсь ими! Они действительно пытались учесть многочисленные потребности, непредсказуемые ситуации, просчитывали, моделировали – всё это было. Скажу больше: за две недели до Бард-школы эту же игру провели в лицее №4, с 9 классом. Это тоже было большое, энергозатратное событие. Весь реквизит, все декорации, вся техника – были задействованы точно так же. Играли не особо песенные ребята, обычные ученики из математического лицея. Поэтому кое-что было изменено. Например, последнюю песню все дружно и самозабвенно пели – знаете какую? – «Группа крови».  Игра прошла не без шероховатостей, но вызвала волну радости, удивления и вопросов: «А будет ещё?». После этого были сделаны выводы, изменены некоторые детали, ходы, пересчитаны вероятности. Ну и, само собой, не всё получилось учесть. Между прочим, с игрой «День, который изменил всё» было похоже. После предварительного прогона её доделали, улучшили, снабдили техническими достижениями. Но первая – пробная – игра осталась лучшей.

Итак, не специалист и объективной оценки не даю. Но знаю точно одно – в игре надо играть по-честному. Никто не сможет заставить человека играть роль, если самому человеку не хочется. В наше время, когда дети растут в условиях общества потребления ещё сложнее включаться в ролевую игру. Помните если – моё поколение – у нас не было ролевых игр, и не было ведущих, а иногда и лидеров не было. А вот если хотелось играть – откуда что бралось. Но помните – в более или менее уже не детсадовском возрасте – если хочешь быть в игре – играй и принимай все правила. И не стой в сторонке. Не хочешь – выходи из игры. В случае ролевой игры на фестивале или Бард-школе – конечно, нет особой возможности сказать: «Всё, ребята, я не играю», поэтому остаётся только перестать проявлять активность, что обычно и бывает. И я вижу в этом обычный, жизненный процесс. И я  лично не вижу тут вины разработчиков. Вот если бы это была начальная школа – возможно, стоило бы озаботиться и «вести» каждого участника. У нас были в основном люди взрослые -  от 15 лет, - а что касается младших  их-то как раз всё устроило, как выяснилось).

Ещё такой момент. В данной игре можно было предусмотреть переход участника из одной команды в другую. Но некоторые игры построены так, что это невозможно. И поэтому каждый раз в игре это не предусмотреть. Если только при делении команд. Но это опять же – стоит поучиться у профессионалов. А Саша Рукавица как раз этим сейчас и занимается. Так что всё, надеюсь, ещё будет.

И о взрослых в игре. Можно взрослых в игру не брать. Потому что если им играть по честному, то они «обыгрывают» детей. Ну, больше опыта у них жизненного, ничего не поделаешь. Если их предупредить, чтобы они «не тянули на себя одеяло», «давали сначала подумать детям, потом сами говорили» - это уже не будет честной игрой. Поэтому можно просто сказать взрослым: «Вы не играете. Можете погулять». Но тогда кого именно отделять? По какому принципу? Мастеров? Или старше какого-нибудь возраста? Мы бы тогда лишились многих интересных игроков. А в нашем деле нам так нужен их песенный багаж, их юмор, их умение играть!

Может быть, как-то предупредить, найти компромисс? А как? Сказать перед игрой: «У нас вот тут на этот период должно уйти вот столько времени. Вы можете всё это сделать быстрее, но делайте вид, что не можете». На мой взгляд – бред. В данном случае был, мне кажется, вполне хороший выход – взрослые были в одной команде и не могли активно повлиять на ход игры. Естественно, кому-то понравилось, кому-то нет. По-видимому, стоит обратиться к каждому взрослому перед игрой и сказать: «Или ты принимаешь любые наши условия и не обижаешься, или мы даём тебе свободное время, отдых и т.д. Потому что мы сами не знаем – как что пойдёт, и не можем ничего гарантировать». Ну, как-то так. Ну и чтобы не выбирать – просто сказать до игры: «Товарищи взрослые, у нас есть к вам вопросы по игре». И кто выйдет – с тем и поговорить. Ну, как-то так.)

Что дала игра участникам? Большинство положительных отзывов оценили игру как хороший инструмент для сплочения людей, возможность лучше узнать друг друга. Но вот ещё одно мнение: «Игра дала мне ощущение хрупкости окружающего мира и необходимости ценить каждый миг, и особенно – каждую близкую личность» (Андрей Фомичев). Вот ещё бы больше таких мнений, и тогда будем считать, что мы свою задачу выполнили.

4. МАСТЕРСКИЕ

   Про «Зеркало» Антона Трофимова осталось много восторженных отзывов. Если кто-то не знает – на такой мастерской исключены оценочные суждения –и о песне, и об исполнении. Разговор ведётся об ассоциациях, об образах, которые находишь в песне, о настроении, мыслях, которые она вызывает. Я считаю такую форму мастерской наиболее приемлемой. Но это при условии, что мнение ребёнка не отвергается, не перекрывается более умными, более правильными. У нас это было именно так. Я была на частичке «Зеркала» и видела, как тактично и мудро вёл её Антон. 
     Арт-пространство. По поводу этой мастерской были разногласия – нужна ли она. И даже после Бард-школы и её успешного проведения есть те, кто, восприняв её положительно, считает, что она не вписывается в общую картину Бард-школы. 
Ну, то, что «Арт-пространство» заняло младших – это замечательно. Но нужны ли нам такие младшие, которым неинтересно на Бард-школе?
Я думаю – да. У нас не бывает совсем уж чужих младших. Либо это наши дети (вот ещё немного, и у наших первых Гравицаповцев подрастут дети и попадут на наши концерты и мероприятия – с родителями!). Либо это дети по какой-то причине нам близкие – Даша Романова, попавшая к нам через спектакль «Пришёл отдавать долги», сыграв в нём роль Младшей сестры. И очень здорово, что можно занять их чем-то более интересным, чем некоторые наши взрослые разговоры. 
Абстрактно арт-мастерская придаёт сообществу (любому) оттенок, далёкий от чисто бардовского. Да, Арт-объекты, фенечки – культура другой тусовки. Но если подойти к арт-мастерским не с точки зрения их чисто прикладной направленности, а более серьёзно: как воспитание креативности? Эту мысль мне подсказала Даша Третьякова, организатор Арт-пространства у нас на Бард-школе. Она сказала: «Так сделать что-то своими руками - это как стихотворение сочинить». Ну, то есть, да, из подручного материала, из разрозненных предметов, сырья, «сора» - создавать нечто такое, чего в пространстве ещё не было. И если продумать Арт-мастерские с этой точки зрения – цены им не будет. Как это сделать? Ну, у нас есть время подумать. Да и не у нас у первых эта мысль появилась. Есть где поучиться, посмотреть, почитать. И тогда функция «занять выпадающих» - будет уже побочным эффектом, дополнительной пользой.
      И вот, кстати – практически о том же. У нас не было желающих ни фотографировать, ни снимать видео. А это ведь тоже – творчество. Это же должно у кого-то появляться желание – не просто смотреть-слушать, и не просто снять копию, а создать новые пространства в этой жизни, новые измерения – пусть в фотографиях и фильмах. 
Но да, этим надо заниматься, вдохновлять, гореть. Потому что если сравнивать с ролевой игрой (где я настаиваю на том, что активность должна исходить от самого человека, а не от руководителя) – то ЖИТЬ и ИГРАТЬ человек юного возраста должен сам. Создавать новые миры, пространства, объекты, песни и стихи –он ,в принципе, тоже может сам. Может захотеть это сделать и даже смочь это сделать. Может только захотеть и остановиться. А может не захотеть – потому что не представляет как. И тут да, надо завлекать. 
Ну, это я так думаю. Можете спорить.

Но в любом случае, мастерские Екатерины Кренёвой (г. Ростов-на-Дону) получили много восторженных отзывов, они очень органично вписались в наши песенные круги и оставили конкретные материальные результаты.
       Традиционные мастерские. То есть те самые, где мастер сидит и беседует с теми, кто к нему приходит – с песнями чужими и своими или стихами. Это были мастерские Антона Трофимова, Игоря Панасенко, Алексея Лисицына, Светы Сахаровой, Сергея Тимофеева. Они работали и вместе, и поврозь. В этот раз в анкете никаких замечаний к мастерам не было. Тёплые слова благодарности. Хоть и достаточно короткие. Цитировать особенно нечего. От мастеров тоже особо жалоб не поступило. Но есть отдельное мнение Алексея Лисицына. Мне очень трудно его процитировать и перефразировать. Но недовольство в его словах есть и с этим стоит работать.
    Есть претензии к распределению мастерских по времени.  Кому-то кажется, что 2 часа на мастерскую мало, кто-то не может вести мастерские с утра, кто-то считает, что надо давать больше свободного времени участникам Бард-школы. Опять же есть проблемы с коллективными и индивидуальными мастерскими – их тоже надо разводить и пытаться учесть спрос на них.
    Тут да, мы готовые принимать все претензии и думать,- как их в следующих раз учесть. Но увы, обещать что-то трудно. Что касается плотного графика и наличия свободного времени – вот тут уж, наверное, мы должны извиниться на всю оставшуюся жизнь Бард-школы. Вряд ли что-то поменяется. Мы проводим такое мероприятие 1 раз в год, и с нашими средствами и нашими условиями – мы никогда не знаем – будет ли следующий. Сможем ли мы пригласить и оплатить кому-то дорогу в следующем году. Приедут ли люди в такую даль. Уляжется ли в календарь время проведения. Как состыкуются школьные каникулы и праздники. Будет ли доступна эта единственная недорогая турбаза, которую мы можем себе позволить. Кто вырастет и уедет на следующий год. И ещё мы точно не сможем провести ещё одно такое большое мероприятие, например, в другое время. И поэтому, дорогие наши столичные друзья, уж простите, график Бард-школы скорее всего будет насыщенный всегда. Другого способа работать у нас нет. Приезжайте к нам просто так, в любое время, мы встретим, покажем город и т.д. А как разрулить график мастерских – могу только честно сказать – мы ОЧЕНЬ старались. И я не знаю, как можно стараться больше. Всё равно будут какие-то не состыковки, что-то пойдёт не по плану, кто-то успеет не везде – увы. Но мы всё равно будем стараться.
     Я осознанно не хожу на мастерские наших фестивалей «Сверим наши струны», и соответственно, Бард-школы. На них ходят дети, делают выводы и потом решают – кого из мастеров они хотят видеть на следующий год. Я доверяю их мнению. В этот раз я во время мастерских вместе с Виталиком старалась разрулить «потоки» - чтобы все успели ко всем. Да, чьи-то мастерские оказались востребованы больше, чьи -то меньше. Бывает. На «Пой, мае», например, часто можно видеть с утра скучающих мастеров и огромные очереди к ним вечером. Процесс живой и очень трудно его структурировать, как бы со стороны ни казалось это возможным. Ну да, ушёл народ на «Зеркало», которое проводилось во второй раз. Произошёл отток. Не надо было ставить на это время другие мастерские? А вдруг бы не пошли на «Зеркало»? Ничего не предсказуемо. Остаётся только приносить извинения.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ, ИЛИ ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ПО ИТОГАМ БАРД-ШКОЛЫ

Какое счастье, что такой формат не предполагает конкурсной основы. И оставляет простор для фантазии. В этот раз это был действительно концерт, сформированный конкретно детско-юношеской бригадой под названием «Бард-ковчег». Изначально мы собирались включить в «Бард-ковчег» по одному представителю из разных делегаций. Почему не получилось – никто теперь не помнит, просто где-то не доработали. И это был оргкомитетовский, хоть и действительно детско-юношеский «Бард-ковчег». Думаю, в следующий раз доработаем, но идея мне показалась хорошей. Конечно, если мы не будем ограничены временем 1.5 часа, как в этот раз, можно будет проявить больше креатива, или вместить больше номеров. Опять же, если в будущем «Бард-ковчег» решит включить в концерт выступления мастеров – значит так и будет. Но решать это будут действительно дети, подростки, молодёжь, а не взрослые старшие товарищи. В этот раз нареканий не было. Всем понравилось. Был один неприятный момент – когда увидев, что не укладываемся в те самые полтора часа, попросили «по дружбе» одного участника не выступить. Думали, что он не будет против. Он не был. Но в анкете об этом написал. Значит, это плохой метод. Значит, надо как-то выкручиваться по-другому, мы будем иметь это в виду.

А вот что делать со зрителями - я правда не знаю. Мы уже привыкли, что на наши концерты приходит мало народу. Были времена, когда на заключительном концерте мы вставали петь общую песню и в зале оставались 3-4 человека. Да. Не преувеличиваю. Родители тоже не приходят на наши концерты. Разве что на отчётные. Родители не все разделяют радость наших ребят от их увлечения авторской песней. И хорошо хоть не запрещают. Наверное, тоже можно что-то с этим сделать. К сожалению, такие вопросы не решаются быстро. А пока они решаются – дети успевают вырасти и уехать из Мурманска) Но что поделаешь. Такова жизнь.

6. СЕМИНАР «АВТОРСКИЙ ДОМ»

Эта форма работы, как я уже говорила, не была придумана специально для этого раза. Она постепенно вынашивалась, обсуждалась уже не в первый раз. И даже название «Авторский Дом» не первый раз звучит на наших «Сверим наши струны». Нам нужно обучение. Нам нужно формировать новый, современный, грамотный подход к тем проблемам, с которыми мы сталкиваемся. Времена требуют этого. И классно, что дети (вот привыкла называть их детьми, хотя понимаю, что в чём-то они совсем уже не дети. Но пусть это будет образное выражение) это понимают, и этого хотят.

Большое спасибо Сергею Тимофееву – он помог распланировать семинар, правильно расставить все акценты, и сам провёл очень классное практическое занятие. Семинар, кстати, его практическая часть, упоминался в числе лучших мероприятий Бард-школы.

Материалы семинара выложены на сайте (ссылка будет, как только выложу мастериалы). Из проблем, которые возникли в проведении его – вопрос, нужно ли было присутствовать на нём младшим, которым явно было скучно, и не всё понятно. Наш общий ответ – нужно. Теоретическая часть заняла 1 час, и за этот час младшие без проблем могли и поскучать, и возможно что-то услышать для себя, и понять, что дети постарше здесь не только развлекаются, но и решают для себя какие-то важные задачи. Нормально. А практическая часть дала нам, как я считаю, много важного. В частности, на основании практического занятия с Сергеем Тимофеевым, сейчас «Гравицапа» готовит к выпуску песенник «Бард-школы» в формате нашего «Кильватера».

7. КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЗАЧЕМ НАМ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ»

Материалы Круглого стола тоже будут выложены. Диктофонная запись уже выложена. Расшифровка проходит проверку. Лично я по-честному считаю, что никто не будет ни слушать, ни читать всё, что мы выложим. Ни те, кто в этом участвовали, ни те, кто случайно узнают об этом. Распечатку в точном воспроизведении читать невозможно. А редактировать – нельзя. Поэтому пока лично я не знаю, как подвести итоги и как добиться какого-то вывода из проведённой беседы.
Думаю. Возможно, если написать просто обзор, взять достоверные цитаты, пересказать от своего лица и подписаться своим именем – возражений не будет. Тем не менее, пока пытаюсь отчитаться – получился или не получился Круглый стол. Считаю необходимым привести два категоричных мнения. Они оба о том, что Круглый стол является бесполезной тратой времени и совершенно не нужен на Бард-школе. Причём это мнение одного взрослого и одного ребёнка. Мы с оргкомитетом не удивлены, мы и не рассчитывали, что всем это будет интересно. Очевидно, предлагая в будущем тему Круглого стола (а мы заранее спрашивали и уточняли у будущих участников их желания), стоит мониторить – сколько человек, возможно, не заинтересованы в «скучных беседах», и продумать для них отдельную программу. Или даже предоставить свободное время. Почему нет?

Большинство всё же за то, что Круглый стол проводить надо, проблемы обсуждать надо. Более того, надо учиться это делать. Да, в этот раз не всё было продумано, не пришли те приглашённые гости, на которых мы рассчитывали. В следующий раз надо продумывать риски и иметь другие варианты развития событий. Я «бросила под танк» Машу Антонову, практически не познакомив её с темой. Возможно, надо было как-то заранее договориться со старшими – с мастерами о том, в каком качестве они участвуют в Круглом столе: то ли как выступающие по основным вопросам, то ли вносящие свои коррективы уже после выступлений детей. И это всё – наша вина. Организаторов. Ну, не вина уж прямо уж, недоработка. Да.

Но, тем не менее, даже такой Круглый стол очень многое показал. Во-первых, как бы мы не ругали взрослых, что они «не дали детям ничего сказать» - я считаю, что дети, которые присутствовали на Круглом столе – не такие уж и дети. Они вполне умеют спорить, отстаивать своё мнение, размышлять, соглашаться или не соглашаться. Но почему-то в этот раз почти все замолчали, заслушались, если и возражали – то робко, а некоторые мысли почему-то вообще побоялись высказывать. Почему? Ну да, взрослые – Тимофеев, Трофимов и Лисицын так классно говорили, не возразить, слово не вставить. Так вся беда в том, что в жизни так и будет – всегда будут те, кто классно говорит, и никто не будет – в настоящей жизни – отодвигать этих говорящий на второй план. Хотели Круглый стол, хотели поговорить о проблемах авторской песни – говорите! Не нравится, как проходит беседа – спорьте. Меняйте ход. Ловите на слове. Пытайтесь быть честными и смелыми. Облажаетесь – не беда, здесь, на Бард-школе – можно. Если даже кто и раскритикует, или получится, что выглядел глупо – простят. Не захотите потом, чтобы запись выкладывали – не выложим, подумаешь – проблема. Я думаю так. Да, мы как организаторы, конечно, постараемся в следующий раз лучше подготовиться. Но дело не только в нас. А так, тема Круглого стола не закрыта. Так или иначе, об этом говорят, обсуждают. Мы найдём способ, как её продолжить, я надеюсь.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Я думаю, что всё, что мы так хотели сделать – мы сделали. Мы как всегда не знаем – что у нас впереди. Мы как всегда уверены, что если мы занимаемся делом стоящим – то оно никуда от нас не денется. В будущем мы хотели бы продолжать формат «Бард-школы» с девизом «Сверим наши струны». У нас много вопросов и предложений, которые нас волнуют и которые мы хотели бы решать дальше. У нас много непонятного впереди. Единственное мероприятие, которое мы исключаем из программы Бард-школы – прощальный костёр с элементами мистерии. И не из-за техники безопасности (можно доработать этот момент, привлечь волонтёров, которые обеспечили бы и ТБ, и всё что угодно, затратить больше средств и усилий ), а из-за того, что мистерия по сути дела не соответствует формату Бард-школы. Поэтому пусть простят нас те, кто вписали это мероприятие в список лучших. Пока вот такое решение. Остальные моменты будем дорабатывать.
А пока мы продолжаем собирать все данные для отчёта, фотографии, материалы. Как только всё будет готово – здесь будут выложены все ссылки.

 

 

 <